3D-типология. Основы.

Любая типология отличается от другой критериями типологизации. И в этом плане я пришёл к выводу, что критерий должен быть:

  1. Конкретным (в противоположность абстрактному, ибо абстрактные понятия есть обобщения, и значит, могут истолковываться по — разному.)
  2. По моим наблюдениям физические качества вполне соответствуют неким психическим. Это вполне чёткая привязка. И мы здесь попробуем использовать такие критерии, которые одновременно подходят и физическому, и психическому.

В итоге признаки получились следующими:

  1. Размер (тела). Психологические соответствия — жизненная сила, мощь темперамента или убеждения, толстокожесть. Обратные свойства – повышенная чувствительность, тонкость восприятия.
  2. Скорость и амплитуда движений. Человек может быть подвижным, а может быть медленным. Скорость его психических процессов вполне соответствует скорости его движений, проявлений, эмоций. Подвижность может быть разной: как размашистой, так и мелкой, но быстрой.
  3. Структура (плотность). Рыхлость тела и рельефность тела также соответствуют и структурности (системности) психики. Структурность предполагает обработку чего-то, придание чему-то формы, структуры. Это организаторы. Обратное свойство – восприимчивость – фокус на рецепторах. Это спонтанные люди.

Есть ли какие-то соответствия перечисленным признакам в других типологиях?

Первой приходит на ум «Темпераменты Гиппократа-Павлова» (одна из древнейший типологических систем). Мы видим, что в данной типологии 4 типа и по сути два критерия (сцепка силы с уравновешенностью и скорость).

гиппократ-павлов

Получается, мы прибавили лишь «структуру», увеличив количество типов до восьми.

На втором и третьем месте две типологии, которые совпадают (индийские Доши и типы Кречмера). По ним мы видим неоформленный большой тип (и видимо скоростной), неоформленный тощий тип и некий оформленный тип. Но мы то знаем даже из практики, что типов человеческих тел намного больше, просто здесь были указаны наиболее яркие типажи. По большому счёту эти типажи совпадают с тремя темпераментами (толстяк — холерик, худой — меланхолик, средний — сангвиник). Четвёртый из темпераментов, будь его воля, вообще бы отказался от тела (флегматик)…

доши

Теперь давайте построим на графике нашу типологию из восьми типов. Как только у нас появляется третий критерий, мы тут же обязаны строить диаграмму в объёме, иначе у нас ничего не получится. Итак:

types1

Самое интересное, что получившийся результат идеально соответствует векторной типологии, а также 8-ми Юнговским типам (по сути он использовал ту же терминологию, что и приведённая здесь, только с уклоном в психологию). Однако по 3d-графику можно очень много чего дополнительного выявить, например, о смешении свойств. Ибо моногенные типы встречаются намного реже смешанных.

Что касается векторов (базовых типов), то я отправляю Вас по ссылке. А здесь мы о базовых типах поговорим лишь в общих чертах, зато уделим внимание правилам смешения типов.

Итак, какие у нас получаются основные типы:

  1. Синий: тощий медленный неоформленный. Человек не от мира сего, задумчивый интровертированный. А также: интуиция, информация, сущность, абстрактная наука, смыслы, музыка
  2. Зелёный: тощий быстрый неоформленный. Эти два типа – это тощий человек по системе дош. Небольшой слабый человек с подвижной психикой (эмоциональный). Художник. Т.е. эмоции, информация, внешность.
  3. Жёлтый: толстый, быстрый, неоформленный. (Толстый по системе дош). Такой живчик, любящий поесть и поговорить. Эмоции, энергия, коммуникация. Тамада, продавец.
  4. Фиолетовый: Стратегически чувствующий, медленный. Осторожен. Кадровик, безопасник, психолог, программер, ученый. Стратегическое восприятие мира.
  5. Оранжевый. Субтильный, сдержанный и точный в небольших движениях. Это рационал.  Признает только логичное. Бухгалтер. Инженер. Оптимизатор, финансист. Юрист.  Ему не хватает энергии, чтобы стать лидером. Именно из-за недостатка энергии они склонны её рационально экономить.
  6. Чёрный. Сильный, спокойный. Пролетариат, охранник. Оформляет материю.
  7. Коричневый. Крупный (обычно квадратный и плотным задом) медленный, оформленный. Логика, зафиксировать, коллектив. Завхоз, кладовщик, архитектор, технолог, начальник производства. Структурирование пространства.
  8. Красный. Не крупные, но подвижные,  с большой харизмой и сексуальной силой. Действие, новизна, лидер коллектива людей. Организатор людей.

Теперь давайте ещё раз остановимся на критериях, подробней пройдясь по психологическим качествам. Итак:

Нижняя плоскость (зелёный, синий, фиолетовый, жёлтый) – это люди потока (иррациональные, непосредственно реагирующие на данные и чувствительные к изменчивости, воспринимающие), верхняя (чёрный, коричневый, красный, оранжевый) – головы (рациональные, структурирующие и перерабатывающие информацию и вещество, организаторы).

Правая плоскость – это люди телесные, чьи качества приспособлены к работе с веществом и его структурой. Соответственно их восприятие довольно грубое, левая – довольно субтильные безтелесные люди с низкой жизненной силой, но способные улавливать мелкие нюансы.

Дальняя плоскость – люди, чьи эмоции как бы остаются в них (интроверты) медленные, передняя – свободные в проявлении эмоций (непосредственные), экстраверты, быстрые.

А сейчас о том, какие сложности могут порождать абстрактные термины.
Вот что такое «Эмоция»? С одной стороны это спонтанность, а с другой — чувствительность. А кроме всего, ещё и проявленность. А посему зелёный вектор получается, к примеру, самым эмоциональным, потому что соответствует всем трём критериям. Но это не значит, что у других векторов эмоциональности нет. Она есть, только другая. Зато на нашей схеме мы можем увидеть полный антипод зелёному — коричневый вектор. Который, действительно, как будто без эмоций.

По плоскостям мы вектора объединили и классифицировали, теперь давайте объединим их по граням. Граней будет 12 по 3-м группам. Итак:

  1. Грани, параллельные оси «размер»
    • Зелёный – жёлтый: проявленные эмоции
    • Синий – фиолетовый: вещи в себе
    • Чёрный – красный: создатели нового
    • Оранжевый – коричневый: фиксаторы
  2. Грани, параллельные оси «скорость» (динамика)
    • Синий – зелёный: познание
    • Красно — оранжевый: управление
    • чёрно – коричневый: пространство
    • Жёлтый – фиолетовый: витальность
  3. Грани, параллельный оси «структура»
    • Красный – зелёный: непосредственная работа с людьми
    • жёлтый – чёрный: непосредственная работа с веществом
    • синий – оранжевый: работа с идеями и соотношениями (информацией)
    • фиолетовый – коричневый: структура материи и пространства

Теперь поговорим о сочетании свойств

Разные качества по-разному сочетаются. Одни могут перемешиваться, создавая средний тип, а другие — нет. В таком случае у человека могут проявляться и те, и другие качества. И ещё: одни качества дополняют друг друга, другие подавляют.

Со скоростью и массивностью всё понятно. Динамика движений и масса может быть большой, низкой и средней. Ну и говорит это о том, что в человеке гармонично сочетаются разные свойства, придавая такому человеку новое качество. А наиболее крайние проявления обоих векторов сглаживаются. Например, если просто зелёный при неблагоприятных условиях может быть сильно неуравновешанной личностью, то, например, добавление жёлтого добавляет ему остойчивости.

Сочетаемость по граням «структура» не предполагает смешения. Ибо структура меняется скачкообразно, качественно.

Такой человек может существовать в разных фазах, а телесно разнофазовость может проявляться, например, следующим образом: таз у человека может быть большим (коричневый), а грудь и голова – маленькими (синий).

Итого, сколько же у нас получилось возможностей для комбинаций? Во-первых, восемь базовых векторов. Плюс 28 парных комбинаций, причём в каждом конкретном случае это будет уникальная комбинация из-за разного процентного соотношения входящих в неё векторов. Уже 36.

Совместимость векторов

В общем случае отношения «верх — низ» — это отношения неравенства (ведущего и ведомого), где нижние так или иначе подпадают под влияние верхних (явно или не явно). Но эти отношения вполне могут быть гармоничными. А вот вектора в верхней плоскости вполне себе могут «бодаться». Тогда как в нижней равноправное сотрудничество налаживается проще.

Подробнее про 3d-типологию на http://3d-types.ru/

2 Comments

  1. Pingback: Психотипы. Почему мы разные | Сайт Валерия Ковальчука

  2. Pingback: 3d-типология. Вопросы-ответы

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *